Правило № 19 при выборе ERP-системы:
«Если в процессе продажи/презентации потенциальный поставщик делает основной упор на немыслимое разнообразие навороченного функционала — вас пытаются обдурить.»
Почему так?
Небольшая иллюстрация из жизни.
Юлмарт, широко прославившийся эпическими успехами на ниве многолетних самоотверженных попыток внедрения SAP, автоматически стал компанией-мишенью для большинства продавцов софта, практическая полезность которого настолько же сомнительна, насколько баснословна стоимость. Логика понятная — типа если у саповцев их чудо-продукт впарить получилось, может и нам повезет?
Приезжает, значит, в Юлмарт делать презентацию производитель WMS-систем. Как раз из тех, которые за много миллионов долларов продают то же, что мы за двадцать тысяч.
Воспроизводится стандартный сценарий впаривания очередного %ВеликогоПродукта%. ИЧСХ, сам по себе сценарий в основных моментах к наименованию %ВеликогоПродукта% инвариантен — автозамена SAP, например, на Manhattan, и никто не заметит разницы. Все равно эти 70-, 120- и более страничные презентации никто не читает, — включая авторов, то бишь поколений копипастеров-автозаменщиков. И уж точно не вслушивается.
И вот наступает кульминационный момент презентации: по задумке режиссера, именно в этой точке сознание слушателей-реципиентов должно быть до самого основания поражено и подавлено взрывом эмоций, рожденным блеском зеркал и красотой бус, разом вываливаемых на землю из тюков перед пораженными индейцами.
Рассказчик повествует про электронную очередь на разгрузку фур поставщиков. В документ поступления товара вводится номер фуры. В момент проезда КПП номер грузовика ловится камерой, распознается и по связке с ним идентифицируется документ поставки. Система анализирует скорость разгрузки приходных накладных, которые уже пристыкованы к док-шелтерам и\или распределены в очереди к ним, и определяет номер ворот, к которым должна подъехать фура. Водителю выдается номер ворот куда ехать и номер в очереди к ним.
В этот самый момент, поразив, согласно художественному замыслу режиссера, до самых глубин мозг неискушенных слушателей, презентатор наносит завершающий удар:
« — Ну что, парни, уделал я вас, лошар лапотных а как у вас все это работает сейчас?».
А вот как.
Оператор на КПП смотрит экспедиционные документы, находит документ поступления товара, указывает в нем мобильный водителя и переводит документ в статус «ожидает разгрузки». Приходная накладная попадает в общую очередь на разгрузку.
При освобождении любых из ворот разгрузки приемщик кликает следующий документ из общей очереди, тем самым забирая его на свои ворота. Водитель получает смс с номером или звонок. Не подъезжает в течение установленного времени? Следующий, а пропавший переводится в конец общей очереди.
И все автоматом.
Таким образом, в кульминационной точке презентация оказалась несколько скомканной.
Выводы о сравнительных достоинствах версий бизнес-процесса приемки от авторитетного многомиллионного мейджора и двадцатитысячного Ultimate WMS читателю предлагается сделать самостоятельно.
Включая прозаические размышления практиков, например, о проблемной читаемости автомобильных номеров в условиях отечественных дорог и климата в течение большей части года и далее в том же духе.
Вернемся к правилу №19 из начала текста. Слушая презентацию продавателя ERP-системы, сфокусированную в первую очередь на свистелках и перделках, вам стоит понимать следующее:
- если продавец концентрирует внимание на третьестепенных бубенцах, значит разговор по сути — не в его интересах. Представьте, если в автосалоне вы в процессе выбора автомобиля слышите о красивом рифлении поворотников, «смотрите какая сексуальная радиоантенна вылезает», «чейнджер на семь дисков, а у всех на пять максимум» — и ни слова ни о двигателе, ни о стоимости, ни о как она хотя бы выглядит. Вам предлагают положиться на авторитет изготовителя. Хорошая, типа, машина и вообще, смотрите, какое «рифление поворотников», … ну вы поняли.
- даже если свистелки и перделки (СиП) вас все-таки соблазнили и вы решили ради них вписаться в проект внедрения, необходимо понимать: СиП в рабочем состоянии вы получите (если получите) в самую последнюю очередь. Так, в примере про организацию приемки товара выше, насладиться термоядерным бомбометанием по воробьям через оптическое распознавание номеров автомобилей у вас получится только после того, как на новой платформе заработает сам склад.
Все основные бизнес-процессы склада.
До этого счастливого момента великолепные дорогостоящие камеры будут распознавать номера автомобилей в пустоту Хаоса. - стоимость этих СиП, как в смысле практической полезности (об этом ниже), так и собственно трудозатрат на их реализацию, составляет не более одного процента от общего бюджета проекта внедрения. То есть опять же, если вас соблазняют именно СиП, то 99% денег вы заплатите за то, что вам даже не интересно. В нечастом случае удачного исхода проекта.
Как правило, деньги уходят в унитаз полностью. - все без исключения демонстрируемые вам СиП могут быть реализованы в рамках практически любой работоспособной системы.
Так, если бы вдруг в примере выше юлмарт-товарищи из логистики оказались бы менее компетентными и более поддающимися на обезьянское великолепие бус и зеркал (то есть ближе к обычной целевой аудитории подобных презентаций) — и соблазнились бы распознаванием номеров — то и этот функционал мы бы доставили им за менее чем 5 000 долларов и несколько дней работы — включая тестирование. Опять таки, нет смысла платить от миллиона долларов и выше.
В итоге.
Как уже многажды говорилось, ERP-система — бизнес-инструмент.
Подобно любой, впрочем, системе для бизнеса — вне зависимости от набора букв в приставке-аббревиатуре.
Единственное конечное предназначение хорошего, годного бизнес-инструмента — наращивать прибыль. Увеличением ли продаж, сокращением ли затрат или еще как. Но корень всегда — рост прибыли. И если непонятно, за счет чего при использовании инструмента прибыль вырастет (или, хотя бы, может вырасти) — это стопроцентное дерьмо, а не бизнес-инструмент.
Свистелки и перделки ничего не дают для прибыли — иначе бы они назвались по-другому.